13.10.2023 10:46
Мероприятия.
Просмотров всего: 15077; сегодня: 9.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

На масштабной экспозиции, приуроченной к 145-летию мастера, представлено около 80 произведений разных периодов его творчества из коллекции Русского музея и частных собраний.

Творчество Кузнецова известно публике в основном знаменитыми картинами «степного» и «бухарского» циклов 1910-х. На нынешней экспозиции он раскрывается и как мастер, создавший немало произведений на темы нового колхозного и индустриального строительства в 1920-е – 1930-е. На выставке также представлены книги, альбомы, письма, фотографии и другие материалы, связанные с жизнью и творчеством Кузнецова. Именно в собрании Русского музея находятся вошедшие в золотой фонд отечественной живописи произведения Павла Кузнецова 1910-х годов – времени высшего расцвета его таланта – «Продавец птиц», «Стрижка овец», «Гадание».

В 1900-е Павел Кузнецов был видным представителем символизма в русском искусстве, организатором главной символистской выставки «Голубая роза» (1907) в Москве – знакового события эпохи Серебряного века. В конце 1900-х он отошел от прежних мотивов и стилистики. Судьбоносным стало для него обращение к Востоку. Из года в год мастер совершал поездки в заволжские («киргизские») степи (1909-1912), затем в древние центры Туркестана – Бухару и Самарканд (1912-1913). 1910-е стали временем высшего расцвета таланта Кузнецова.

В первом зале выставки можно увидеть работы «степного» цикла. «Дождь в степи» (1912) и «Степной пейзаж с юртами» (1911-1912) – панорамы степи с юртами и силуэтами людей вдали. На других картинах предстают степь и женщины за повседневными занятиями («В степи», «Стрижка овец», «У кошары», все – 1912; «В степи (Лежащая в юрте)», 1912-1913; «Вечер в степи», 1915-1916). В степях Заволжья, в простых, «от века» повторяющихся событиях Кузнецов нашел мудрый смысл жизни, гармоничное слияние с природой, утраченные европейской цивилизацией.

В представленных в этом же зале «бухарских» картинах, связанных с городской культурой, значительную роль играет изображение архитектуры («Продавец птиц», 1912). Тишина и покой господствуют в картинах «Гарем» (1912) и «Восточный мотив» (1912-1913). Спокойное созерцание на берегу, неторопливая беседа под сенью   чинары – таковы натурные сцены у бассейна («Чайхана», «У водоема», «Водоем» (все – 1912). Картина «Гадание» (1912), вероятно, тоже связана с Бухарой, с таинственной романтикой ее городской культуры. В Бухаре у Кузнецова появился и интерес к натюрморту («Натюрморт с подносом», 1916; «Натюрморт с хрусталем», около 1919).

Картины «степного» и «бухарского» циклов высоко оценивались критиками. Как можно увидеть на выставке, ими не исчерпывается творчество мастера в 1910-х. В 1912-м им создан портрет друга с юных лет, известного скульптора Александра Матвеева. В 1916–1917 годах Кузнецов исполнил для журнала «Аполлон» иллюстрации к поэме Николая Гумилева «Дитя Аллаха. Арабская сказка», созданные с учетом традиций восточной миниатюры.

Продолжают экспозицию произведения 1920-х. В 1923-м художник издал три альбома по мотивам путешествий 1910-х: два выпуска черно-белых литографий «Туркестан» и один цветных – «Горная Бухара». Гравюры содержат характерные мотивы «Востока» Кузнецова, но не повторяют композиции 1910-х («Узбечка», «Верблюды»).

С середины десятилетия Кузнецов работал в новых для него местах – в Крыму, на Северном Кавказе, в Грузии и Армении. Он писал горы и возделанные людьми холмистые пейзажи («Крымский пейзаж», 1926; «Чайная плантация в Грузии», 1928). Характерны для этого периода сцены труда с крупно взятыми фигурами (серия «Табачниц», 1925-1926; «Жницы», 1927; «Сбор винограда», 1928). Появились ставшие классикой национальной живописи полотна – «Крестьянки» (1926), «Отдых пастухов» (1927). Как и ранее, мастер писал портреты творческой интеллигенции: поэта Сергея Городецкого (1924), Александра Матвеева (1928).

В 1930-е мастер много работал, участвовал в выставках. На экспозиции можно увидеть оптимистичные и радостные работы, созданные в поездках по стране – изображения строек десятилетия («Канал Волга–Москва», 1934). Кузнецов запечатлел возведение зданий в столице Армении («Строительство новой улицы в Ереване», «Строительство в Армении» (все – 1931). Там же появились холсты «Ковровщицы» (1931), изображающие творческий труд мастериц.

Значительное место в творчестве Кузнецова по-прежнему занимало изображение работы на земле («Колхоз в Армении», 1936; «Колхозные стада», 1935-1936). Мастер писал сцены жатвы с просторами полей под ясным небом («Сбор хлеба на Кубани», 1938). Гармоничны и разнообразны натюрморты Кузнецова («Цветы и дыни», 1932; «Ромашки», конец 1930-х; «Натюрморт. Персики и яблоки», 1940).

В последнем зале экспозиции можно убедиться, что Кузнецов интенсивно трудился и в 1940-е – 1950-е. Накануне войны создан лиричный холст «Бебутова в Кратове», изображающий жену художника за написанием натюрморта. Радость наступившей мирной жизни ощущается в «Натюрморте с цветами» (1945). В 1950-е мастер сосредоточился на жанрах пейзажа и натюрморта («Цветы и виноград», 1953), реже создавая портреты («Портрет О. Л. Книппер-Чеховой», 1952). 

Выставка организована при поддержке Благотворительного фонда «Лукойл» и продлится до 29 января 2024 года.

Фото: Министерство культуры Российской Федерации.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Гумилёв (Грант) Николай (Анатолий) Степанович, русский поэт, прозаик, драматург, переводчик и литературный критик, путешественник, африканист, муж Анны Ахматовой, отец Льва Гумилёва, расстрелян 26 августа 1921 года, посмертно реабилитирован.

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге

Выставка к 145-летию художника Павла Кузнецова открыта в Петербурге


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9482 публикации
Сайт: culture.gov.ru/press/news/v_korpuse_benua_otkrylas_vystavka_pavel_varfolomeevich_kuznetsov_1878_1968_/
Поделиться:

Интересно:

Путь кошелька
23.12.2024 17:45 Аналитика
Путь кошелька
Мы первое поколение людей, которые с момента появления денег избавлены от необходимости носить их с собой. Для многих расплачиваться при помощи смартфона стало уже привычным делом. Возможно, что и эта технология вскоре уступит место оплате по биометрии. Кого-то...
23.12.2024 15:38 Аналитика
Декорируем дачу к Новому году: 3 простые идеи для двора и дома
Новый год к нам мчится, скоро все случится… Поэтому стоит получше подготовиться к самому долгожданному празднику в году. Особенно если отмечать его задумано за городом: декорировать участок и дом и превратить их в настоящую волшебную сказку. Три простые и практичные идеи, которые не только порадуют...
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...