22.12.2021 12:37
Новости.
Просмотров всего: 23114; сегодня: 6.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Опытные репетиторы ответили на самые популярные вопросы родителей о подготовке к ЕГЭ.

Казалось бы, ЕГЭ — это экзамен, который строится целиком на школьной программе. И если ребенок хорошо учился в школе, сдать его должно быть несложно. Увы, это не так. 

Программа, конечно, школьная. Но сколько детей помнят наизусть определения, которые они проходили в пятом классе, в одиннадцатом? Так что, даже если ваш ребенок учится в хорошей школе и исключительно на отлично, это не гарантирует отсутствие проблем с ЕГЭ. 

Все равно к экзаменам нужно тщательно готовиться. Как это сделать грамотно? Мы спросили мнения профессионалов. Надеемся, ответы на самые частые вопросы родителей помогут вам подойти к ЕГЭ с правильным настроем и добиться нужных результатов. 

Вопросы родителей: 

1. За сколько до ЕГЭ нужно начинать готовиться к его сдаче, какой период подготовки будет оптимальным?

2. С чего начинается работа с репетитором?

3. Как строится подготовка к ЕГЭ? И как отследить, есть ли прогресс, не зря ли репетитор получает свои деньги?

Репетиторы отвечают.

Любовь Викторовна, репетитор по биологии и химии, эксперт региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий ЕГЭ по биологии, репетитор на платформе IU.ru (https://iu.ru/):

1. Начинать готовиться нужно ещё к ОГЭ. Все эти знания пригодятся и на едином экзамене, их просто нужно будет освежить. К сожалению, большинство решают, что будут сдавать, только к 11 классу. Но и за два года, и за год можно успеть, этого срока вполне достаточно. Многое будет зависеть от целеустремленности и трудолюбия ученика. Выучить нужно многое: кроме моего предмета есть еще обязательные экзамены и смежные (часто вместе с биологией сдают химию), плюс не надо забывать про текущую учёбу и домашние задания. Чтобы не случилось перегрузки, нужно брать срок с запасом.

2. Ребёнок должен понимать, как строится экзамен. Для этого на первом этапе я знакомлю его с регламентирующими документами, которые публикуются на сайте ФИПИ: кодификатор, спецификация и демоверсия. В кодификаторе указаны все элементы, которые проверяются, прописаны темы, которые должен знать ученик на выходе из школы, в спецификации - уровень сложности заданий (высокий или базовый), количество баллов, критерии оценивания и все изменения по сравнению с прошлым годом. Всё структурировано и разложено по полочкам.

На первом занятии можем просто поговорить с учеником, узнать его цели, почему выбрал предмет, какой результат хочет получить. Дети разные, кого-то тест на первой же встрече может отпугнуть, создать дополнительный стресс. В любом случае, на начальном этапе моя задача как репетитора - определить реальный уровень знаний. К сожалению, наша 5-балльная система себя изжила, и оценки - не показатель. В зависимости от стартового уровня и срока на подготовку, мы определяемся с планом и темпом работы. 

3. Во время подготовки обязательно проходим теорию. По завершении каждой темы я предпочитаю давать тест, который содержит вопросы с вариантами ответов, и задания, где нужно расписать ответ. Родителям желательно знать результаты этих тестов, чтобы отслеживать прогресс. Также мы прорешиваем задания: это могут быть и задания на сайте ФИПИ (но там нет ответов, поэтому ребенок не может проверить себя сам), и на других ресурсах. Интенсивность подготовки зависит от цели ребёнка – на какое количество баллов он настроен. Если от 80 и выше, сразу нужно настраиваться на системную работу с репетитором, желательно 2 раза в неделю, т.к. придётся изучить значительный объём материала.

Владимир Григорьевич, репетитор по математике и информатике, эксперт ЕГЭ по математике, учитель высшей категории, репетитор на платформе IU.ru (https://iu.ru/):

1. Если ученик хочет сдать на высокий балл – от 80 и выше - оптимальнее всего начинать подготовку с 10-го класса. Только 10% выпускников сдают ЕГЭ по математике на такой уровень. Учитывая специфику предмета, не все темы ученик будет знать в 10-м классе, но их как раз можно пройти вместе с репетитором с опережением программы, а потом закрепить на уроках в школе. Нужно отметить, что в школьной программе даются знания, которые не потребуются при сдаче экзамена, а репетитор готовит, сверяясь с материалами ФИПИ, подбирает только необходимую информацию и выбирает подходящие определения. Если ученик начнёт готовиться за 2 года, то за первый год в щадящем темпе можно освоить базовый уровень экзамена. Если же стартовать за год, то большой объём придётся проделывать дополнительно и самостоятельно. Плюс до каких-то тем, если идти по школьной программе, ученик дойдёт только в конце года, ближе к экзамену, и просто физически не успеет освоить материал на требуемом уровне. Некоторые темы, особенно те, что встречаются во второй части, почти не проходят в школе, а по ним можно набрать хорошие баллы. Репетитор поможет их изучить. Также урок репетитора ориентирован на уровень знаний конкретного школьника, а не на средний по классу. 

2. Зачастую в самом начале нашей совместной работы приходится перенастраивать учеников, чтобы они не стеснялись задавать вопросы. Нужно расположить ребёнка к себе и дать понять: репетитор здесь, чтобы помочь, и будет объяснять, пока ребёнок не поймёт. Если касаться именно подготовки к ЕГЭ, то мы начинаем с изучения демоварианта на сайте ФИПИ. Объясняю структуру, какие изменения произошли. Потом обязательно тестируем, чтобы проверить уровень знаний в исходной точке. Мы идём прямо по демоварианту и прорешиваем задания. Зачастую из базового уровня на старте дети могут решить всего 4-5 заданий.

3. Сначала рассказываю теорию, потом практика и в завершение даю задание на дом. Следующий урок мы начинаем с вопросов, которые возникли после самостоятельной работы дома. Если вопросов накопилось много, можем и весь урок потратить на их устранение – важно, чтобы ученик научился решать задачи самостоятельно. 

Когда мы полностью проходим первую часть экзамена, прошу учеников, чтобы они хотя бы раз в неделю полностью прорешивали по одному варианту (или из сборника, или на специализированных сайтах), чтобы нарабатывали навык самостоятельного прохождения всех заданий в комплексе. Прогресс ученика отследить несложно: если он начинает решать то, что раньше не решал, – вот показатель. Но это, конечно, не за 1-2 занятия. Динамику можно заметить минимум после 4 месяцев работы. По моему опыту, при занятиях 2 раза в неделю и выполнении домашних заданий, через полгода воспитанники способны проходить первую часть экзамена. А ещё один показатель прогресса – уверенность ребёнка в своих силах. Он просто становится увереннее, и это заметно.

Анна Викторовна, репетитор по физике, готовит к ОГЭ и ЕГЭ, сертификаты повышения квалификации по ЕГЭ, углубленной подготовке к олимпиадам, репетитор на платформе IU.ru (https://iu.ru/):

1. Можно начинать готовиться и за 2 года. Степень интенсивности такой подготовки будет зависеть от стартового уровня ученика и его мотивации. Если он готовится на высокий балл (от 76),  а опыта решения задач по физике у него мало, ему потребуется приложить дополнительно массу усилий и за пределами наших занятий. Это всё реально, но нужно соответствующе настраиваться. Стоит отметить, что с мотивацией важно не переборщить, не распыляться на несколько направлений. Если ты выбрал физику, то смежной может быть информатика, но история в этом случае будет лишней. В моей практике были случаи, когда ученик набирал несколько предметов для сдачи, помимо обязательных (чтобы перестраховаться, если где-то не пойдёт), и к моменту сдачи экзамена он был морально и физически истощён. Сдать на высокие баллы не получалось.

2. Я не бросаюсь на ребёнка с тестированием с первых минут знакомства. Сначала стараюсь его получше узнать, понять, что им движет. Тестирование я тоже провожу, но не выясняю, что он успел пройти в школе, мне интересна его общая подготовка, смотрю на скорость восприятия информации, скорость решения практических заданий, могу попросить описать физическую ситуацию и обращу внимание, какие слова он будет использовать, какими терминами оперировать. Зачастую ученик даже не понимает, что его тестируют, и может удивиться, когда по завершении озвучиваю его результат. Также в начале мы обязательно обсуждаем цели школьника, на какое количество баллов он рассчитывает, к чему нам предстоит стремиться в совместной работе.

3. После первого занятия, если мы договорились, что он хочет комплексную подготовку, а не разовые консультации, присылаю ему разработанную для него программу. Ребёнок обычно и сам понимает, знаний в какой теме ему не хватает, что хочется повторить. Поэтому программу строю таким образом, чтобы после каждой пройденной темы заложить один час на дополнительные вопросы по запросу ученика. То есть в программе обязательно присутствуют разбор теории и практическая работа по решению заданий. Если брать финальный год подготовки, в 11-м классе, то к февралю мы обычно завершаем изучение теории, и с февраля выпускник занимается только решением вариантов заданий. В 10 классе мы можем параллельно готовиться ещё и на олимпиады: они помогают потренировать решение задач в стрессовой ситуации, а в случае призового места дают дополнительные баллы при поступлении.

Практическая подготовка обычно строится с помощью задачников текущего года или специализированных платформ. К слову, на основе прорешивания заданий довольно легко отслеживать наличие прогресса ученика. Родитель может понимать, на каком уровне находится его ребёнок, какие задания он научился решать. Ещё один показатель - отношение школьника  к подготовке подготовке домашних заданий. Мне как репетитору качество и скорость их выполнения позволяют отслеживать динамику подготовки ученика к ЕГЭ. 


Ньюсмейкер: Инфоурок — 2 публикации
Сайт: iu.ru
Поделиться:

Интересно:

Путь кошелька
23.12.2024 17:45 Аналитика
Путь кошелька
Мы первое поколение людей, которые с момента появления денег избавлены от необходимости носить их с собой. Для многих расплачиваться при помощи смартфона стало уже привычным делом. Возможно, что и эта технология вскоре уступит место оплате по биометрии. Кого-то...
23.12.2024 15:38 Аналитика
Декорируем дачу к Новому году: 3 простые идеи для двора и дома
Новый год к нам мчится, скоро все случится… Поэтому стоит получше подготовиться к самому долгожданному празднику в году. Особенно если отмечать его задумано за городом: декорировать участок и дом и превратить их в настоящую волшебную сказку. Три простые и практичные идеи, которые не только порадуют...
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...