08.04.2016 10:47
Новости.
Просмотров всего: 5386; сегодня: 4.

Будущее рынка ЭТП за искусственным интеллектом

6 апреля на площадке ОТС состоялась встреча руководства компании с представителями различных СМИ. Обсуждали острые для представителей сектора вопросы предстоящего отбора площадок, положительные и отрицательные стороны государственного регулирования рынка электронных закупок в сегменте 223-ФЗ, проблему участия СМП в государственных и корпоративных закупках.

На круглом столе ОТС были рассмотрены вопросы, связанные с регулированием рынка электронных закупок, а также возможности и угрозы развития отрасли в случае планируемых изменений законодательства о закупках в рамках 223-ФЗ.

Говоря о предстоящих масштабных изменениях в сфере закупок по 223-ФЗ, генеральный директор OTC Дмитрий Пангин отметил, что важными положительными сторонами являются стремление государства перевести все регламентированные закупки в электронную форму, ограничить перечень способов закупки, ввести единые стандарты электронной подписи для работы на всех ЭТП.

В качестве же основной болевой точки указанных изменений Дмитрий Пангин обозначил проблему планируемого ограничения количества электронных площадок для проведения закупок отдельными видами юридических лиц (закон №223-ФЗ). Сегодня из-за информационного давления некоторые региональные органы исполнительной власти издают нормативные акты, согласно которым подведомственные им заказчики по закону №223-ФЗ могут проводить электронные процедуры только на 5 площадках, ранее отобранных для госзаказа (закон №44-ФЗ).

Органы государственной власти при продвижении законодательных инициатив в части регламентированных закупок руководствуются информацией, предоставляемой площадками госзаказа, которая зачастую не является достоверной. Таким образом, иногда на рынке преобладает субъективная позиция площадок госзаказа, а не реальные факты. Реальность состоит в том, что в настоящий момент заказчики по закону №223-ФЗ ничем не ограничены в выборе электронной площадки, и вправе проводить закупки на любой. Ситуация изменится только после проведения нового отбора операторов ЭТП, который запланирован на сентябрь 2016 года. Какие именно операторы останутся на рынке после ограничения их количества, во многом зависит от требований и критериев оценки, применяемых регулятором (Министерство экономического развития РФ).

Ключевым показателем эффективности ЭТП является количество заказчиков, размещающих на ней свои закупки. Кроме этого фактора при отборе ЭТП законодателю следует учитывать такие критерии, как количество проводимых на площадке процедур, размер уставного капитала компании-оператора, уровень информационной безопасности. При этом Пангин подчеркнул, что нужно с осторожностью относиться к использованию показателей оборота площадки в качестве критерия отбора, т.к. данный показатель не отражает конкурентных преимуществ ЭТП. Например, если ЭТП создается специально под крупный холдинг, с большим количеством дорогих закупок. Отдельные компании холдинга будут вынуждены размещать свои закупки на такой площадке, независимо от удобства ее функционала и наличия на ней конкуренции.

В целом позиция компании сводится к тому, что рынок услуг ЭТП нельзя полностью закрывать для новых игроков, необходимо сохранить возможность честной борьбы за клиентов путем повышения качества предоставления услуг и уровня сервисов.

Кроме темы госрегулирования, участники круглого стола обсудили вопросы определения начальной максимальной цены договора при закупках по 223-ФЗ, унификации электронной подписи, и уровень развития прокьюремента (регламентированных закупок) в России.

Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на сегодняшний день, недостаточны. Чтобы участвовать в закупках для этой категории, крупные компании специально создают новые мелкие фирмы, которые заключают договоры вместо них. Кроме того, сейчас отсутствует обязанность заказчиков обосновывать начальную максимальную цену, что приводит к завышению стоимости закупаемой продукции и невозможности определения реальной экономии.

Также есть сложности в унификации электронной подписи – отдельные электронные торговые площадки требуют специальную электронную подпись, которую нужно покупать только для участия в торгах на данной площадке. Это сокращает количество участников и снижает уровень конкуренции. Было бы правильно установить единые для всех операторов по 223-ФЗ требования к ЭП.

Кроме того Дмитрий Пангин рассказал, что за период действия законов 44-ФЗ и 223-ФЗ Россия вышла на передовые позиции по количеству конкурентных закупок. Если в странах Евросоюза в среднем в год проводится около 10 000 закупок конкурентными способами, то в России этот показатель составляет более 2 млн процедур, что отражает уровень развития системы регламентированных закупок.

При этом остается огромное количество нереализованных возможностей по развитию отрасли, заниматься которыми у заказчиков и государства нет финансовых ресурсов или желания, и разработку которых вполне могут взять на себя операторы ЭТП, при условии наличия между ними реальной конкуренции. Например, проблема с созданием единой номенклатуры всех возможных товаров, работ и услуг для сравнения цен по разным заказчикам (отраслям, регионам). Однако реализовать это решение еще никому не удалось. Помимо очевидной трудоемкости, слишком сложно учесть все факторы, влияющие на ценообразование (например, цена 1 литра молока будет отличаться не только в зависимости от его жирности, состава и пр. технических характеристик, но и в зависимости от места поставки, объема закупки, порядка оплаты и т.д.). И решить эту проблему способна система с признаками искусственного интеллекта, разработка и запуск которой любую ЭТП сразу бы вывела в лидеры рынка. Но заниматься такими сложными решениями операторы готовы только в условиях жесткой конкуренции на открытом рынке.

Справка о компании

Группа электронных площадок OTC создана в январе 2012 года для проведения закупок в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ. В настоящее время компания имеет сеть из 20 представительств на всей территории РФ и представляет собой гибкое инфраструктурное решение, как для организации закупочной деятельности заказчиков, так и для успешного участия поставщиков товаров, работ и услуг в таких закупках.


Ньюсмейкер: Группа компаний OTC — 4 публикации
Поделиться:

Интересно:

Путь кошелька
23.12.2024 17:45 Аналитика
Путь кошелька
Мы первое поколение людей, которые с момента появления денег избавлены от необходимости носить их с собой. Для многих расплачиваться при помощи смартфона стало уже привычным делом. Возможно, что и эта технология вскоре уступит место оплате по биометрии. Кого-то...
23.12.2024 15:38 Аналитика
Декорируем дачу к Новому году: 3 простые идеи для двора и дома
Новый год к нам мчится, скоро все случится… Поэтому стоит получше подготовиться к самому долгожданному празднику в году. Особенно если отмечать его задумано за городом: декорировать участок и дом и превратить их в настоящую волшебную сказку. Три простые и практичные идеи, которые не только порадуют...
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...