29.02.2016 14:55
Новости.
Просмотров всего: 4344; сегодня: 2.

Потенциал, раскатанный по рельсам

Ежегодно по всему миру тысячи инфраструктурных проектов в сфере общественного транспорта привлекают инвестиционные миллиарды долларов, это в значительной мере помогает формировать более качественную транспортную структуру, современную, отвечающую потребностям времени и общества.

Полезность привлечения частных инвестиций, как иностранного, так и отечественного, переоценить сложно – частный инвестор напрямую заинтересован в эффективности проекта, и как правило, помимо финансового участия привносит в проект более высокую культуру менеджмента, что может существенно снижать сроки и издержки при реализации проекта. От сотрудничества государства и частного бизнеса при развитии транспортной отрасли выигрывают все: государство получает сильный сегмент экономики, на который может опираться вся экономическая система страны, бизнес – долгосрочные гарантии окупаемости инвестиций, граждане – комфортное передвижение, инфраструктуру.

В России потенциал привлечения долгосрочных частных инвестиций в сферу общественного транспорта до сих пор использован в крайне малой степени. Одной из основных проблем является отсутствие законодательных гарантий возврата долгосрочных инвестиций – у перевозчиков нет уверенности в неизменности правил игры на срок окупаемости инвестиций.

Первые значимые и, по всей видимости, успешные попытки изменить ситуацию предприняло правительство Москвы.

В 2014 году в Москве внедрена новая модель автобусных перевозок, в соответствии с которой город заключает с перевозчиками пятилетний контракт, благодаря чему перевозчики получили достаточные гарантии возврата инвестиций, а у Москвы появились действенные механизмы стимулирования повышения качества перевозок. Данная модель даже в условиях кризиса позволяет привлекать перевозчикам заемные средства, достаточные для обновления своего автопарка.

В 2015 году Правительствами Москвы и Московской области была внедрена новая модель транспортного обслуживания в пригородном железнодорожном сообщении - впервые в России были заключены регуляторные договоры с перевозчиками сроком на 15 лет. Договоры в течение всего срока действия предусматривают несколько важных аспектов: для пригородных железнодорожных перевозок учитываются инвестиционные обязательства компании-перевозчика при установлении тарифа, а для так называемых интермодальных перевозок (осуществляется поездами Аэроэкспресс) отказ от тарифного регулирования. При этом установлена серьезная ответственность перевозчиков за соблюдение параметров качества перевозок.

В ходе работы над программой были подготовлены нормативно-правовые акты, проекты соглашений, обеспечено согласование с органами исполнительной власти Москвы и Московской области и перевозчиками. Все это привело к сотрудничеству на новом качественном уровне. У перевозчика появилась возможность инвестировать в модернизацию инфраструктуры и полностью обновить подвижной состав московского транспортного узла. Кроме того, средства выделены и на обслуживание пассажирской инфраструктуры, в том числе мелкокузовной ремонт вагонов, их уборку и содержание, кондиционирование вагонов и оборудование их санузлами, а также реконструкцию, ремонт, уборку и содержание пассажирских платформ и других инфраструктурных объектов.

Правовое сопровождение разработки указанных моделей осуществляла ГК "Крикунов и партнеры".

При этом без внесения изменений в федеральное законодательство остается открытым вопрос железнодорожной инфраструктуры, которая, в большинстве своем находится в неудовлетворительном состоянии и нуждается в инвестициях. Но, с правовой точки зрения железнодорожная инфраструктура общего пользования находится в собственности ОАО «РЖД». При этом регуляторным договором предусмотрены обязанности перевозчика по содержанию инфраструктуры на определенном уровне комфортности при условии, что такая инфраструктура передается ему в аренду (т.е. между ОАО «РЖД» и перевозчиком заключен договор аренды). Но, к сожалению, ОАО «РЖД» не обязано заключать такие договоры, а следовательно сам перевозчик не станет вкладывать средства в те объекты, которые не принадлежат ему ни на правах собственности, ни на правах аренды.

Кроме того, по-прежнему не решен вопрос с компенсацией перевозчикам затрат на улучшение инфраструктуры. Федеральное законодательство не предусматривает возможности включения данных затрат в тариф на перевозки, собственнику инфраструктуры такие улучшения могут быть не нужны, считаться им избыточными, субъектам федерации-заказчикам транспортного обслуживания предоставлять субсидии, направленные на содержание или улучшение имущества РЖД тоже не вполне комфортно.

Экспертное мнение Андрея Лебедева, генерального директора ГК «Крикунов и партнеры».


Ньюсмейкер: ГК Крикунов и партнеры — 31 публикация
Поделиться:

Интересно:

Путь кошелька
23.12.2024 17:45 Аналитика
Путь кошелька
Мы первое поколение людей, которые с момента появления денег избавлены от необходимости носить их с собой. Для многих расплачиваться при помощи смартфона стало уже привычным делом. Возможно, что и эта технология вскоре уступит место оплате по биометрии. Кого-то...
23.12.2024 15:38 Аналитика
Декорируем дачу к Новому году: 3 простые идеи для двора и дома
Новый год к нам мчится, скоро все случится… Поэтому стоит получше подготовиться к самому долгожданному празднику в году. Особенно если отмечать его задумано за городом: декорировать участок и дом и превратить их в настоящую волшебную сказку. Три простые и практичные идеи, которые не только порадуют...
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...