17.07.2014 20:53
Новости.
Просмотров всего: 11784; сегодня: 3.

В массовой профессии можно стать штучным специалистом…

Этим летом в третий раз начинается набор в бесплатную магистратуру НИУ ВШЭ для учителей словесности. Первые два года работы магистратуры «Филологическая герменевтика школьной словесности» показали: к нам приходят очень интересные люди, испытывающие «голод» по яркой профессиональной среде. Это учителя (и не только учителя словесности – есть у нас и учителя начальной школы, музыки, и даже завлит детского театрального коллектива), преподаватели филологических вузов, редакторы СМИ и издательств, работающих на образование, библиотекари. Магистратурой заинтересовались не только москвичи, но и иногородние коллеги, и даже наши соотечественники, живущие за рубежом, например, учителя-словесники из Вашингтона. Их обучение вполне возможно – магистратура очно-заочная.

Учебная программа магистратуры не похожа на привычные программы филологических факультетов. Что же в ней необычного? Она решает нестандартные задачи, актуальные для сегодняшнего образования. Интернет-эпоха меняет мышление человека и общества, меняются и представления о том, каким должно быть образование. Традиционно наше образование монологично и репродуктивно: учитель транслирует ученику знания – тот должен их воспринять и воспроизвести. Эта черта образования складывалась столетиями. В Средние века ученики и студенты дословно заучивали определения, не понимая их смысла. Так было еще во времена Ломоносова. Так бывает и сегодня. Очевидно, что образование должно стать интерактивным.

Наше образование линейно: оно ведет ученика от параграфа к параграфу, в условной логике автора курса. При этом лакуны и не проясненные места остаются всегда. Интернет же учит воспринимать мир как гипертекст. Поэтому так остро встает сегодня проблема самообразования – осознанного заполнения лакун. Но самообразованию тоже нужно учить. Это способен делать только постоянно растущий учитель.

Чтобы воспитать в учениках самостоятельность мысли, нужно не бояться ставить перед ними вопросы, не имеющие однозначного решения, или вопросы, ответ на которые учителю заранее не известен. Для такой манеры преподавания нужна не только отвага. Нужен достаточно высокий профессионализм, нужно, чтобы сам учитель имел вкус к исследованию.

Все это учитывает программа нашей магистратуры: кроме курсов, развивающих языковое чувство, читательскую и исследовательскую интуицию (Языковая стилистика литературного произведения, Элементы стиховедения, Техники анализа и интерпретаций в различных школах литературоведения и др.), в программе предусмотрен ряд дисциплин, помогающих воспринимать произведение в контексте — художественном, историческом, политическом (Литература и политическая и социальная история, Литература и история европейской философии, Литературная жизнь XIX-XX веков в мемуарах и документах, Литература в ряду других искусств, Русская словесность на фоне европейской и др.). Все курсы выстроены вокруг научно-исследовательского семинара. Сделано это для того, чтобы магистранты были не только слушателями, но и исследователями, чтобы они и подключались к разнообразным научно-исследовательским проектам (и даже инициировали их), и умели руководить исследованиями собственных учеников. Благодаря системообразующей роли научно-исследовательского семинара наша программа в настоящий момент не имеет аналогов и оказывается вне конкуренции.

Подведем итог: магистратура «Филологическая герменевтика школьной словесности» готовит штучных специалистов – исследователей и экспертов в области филологического образования. Коллеги, приходите! Мы ждем вас.

Абелюк Евгения Семеновна, руководитель магистерской программы, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования, учитель Лицея №1525 «Воробьевы горы».


Ньюсмейкер: Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики — 61 публикация
Поделиться:

Интересно:

Путь кошелька
23.12.2024 17:45 Аналитика
Путь кошелька
Мы первое поколение людей, которые с момента появления денег избавлены от необходимости носить их с собой. Для многих расплачиваться при помощи смартфона стало уже привычным делом. Возможно, что и эта технология вскоре уступит место оплате по биометрии. Кого-то...
23.12.2024 15:38 Аналитика
Декорируем дачу к Новому году: 3 простые идеи для двора и дома
Новый год к нам мчится, скоро все случится… Поэтому стоит получше подготовиться к самому долгожданному празднику в году. Особенно если отмечать его задумано за городом: декорировать участок и дом и превратить их в настоящую волшебную сказку. Три простые и практичные идеи, которые не только порадуют...
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
23.12.2024 11:11 Новости
О героизме детей-сирот Ленобласти в годы ВОВ расскажет фильм
Стартовали съемки военной драмы о героизме детей-сирот во время оккупации немецко-фашистскими захватчиками Гатчинского района Ленинградской области. Производством фильма занимается кинокомпания «Триикс Медиа» при поддержке Фонда кино. Основанный на реальных событиях полнометражный...
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
23.12.2024 09:01 Аналитика
Битва за Днепр: освобождение Левобережной Украины и Донбасса
Битва за Днепр, принятое в отечественной военно-исторической литературе название совокупности оборонительных и наступательных операций советских войск, проведённых в августе – декабре 1943 г. в целях освобождения Левобережной Украины, Донбасса, форсирования Днепра и захвата плацдармов на его правом...
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...